Полезные советы: как выбрать надежного контрагента

Разнообразные хитрости, на которые идут контрагенты, грозят для компаний возможными налоговыми, финансовыми и имиджевыми рисками. В последнее время бизнес малого и среднего звена все чаще сталкивается с этими проблемами, а для выяснения всех обстоятельств создается запрос по контрагенту через выписку из ЕГРЮЛ. Но хватит ли этого, чтобы быть в полной безопасности?

Вводная информация

Ни для кого не секрет, что одним из основных замечаний налоговиков, которые возникают во время проверок, является присутствие у налогоплательщика «подозрительных» контрагентов. То есть таких партнеров, которые являются однодневными фирмами или вовсе не перечисляют средства в бюджет. В большинстве случаев инспекторы, изучив сделки с такими поставщиками, просто «снимают» у подконтрольного налогоплательщика вычеты и расходы согласно входного НДС. При этом налоговики объясняют свои действия распоряжением Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 о необоснованной налоговой выгоде. Это постановление в случае необходимости дает возможность судебным органам утвердить отказ в вычете, если инспекция сможет доказать, что налогоплательщик заведомо пошел на риск, зная о всех недостатках контрагента (отсутствие регистрации в ЕГРЮЛ, имеет «массового» учредителя и т.д.).

Кроме всего прочего, участились случаи, когда поставщик, исходя из собственных изображений, не спешит возвращать предоплату или затягивает с доставкой, за ранее оплаченный товар.

Если в крупных компаниях за неплатежеспособных партнеров отвечает служба безопасности, то на на предприятиях с небольшим объемом товарооборота этими рисками занимается бухгалтерская служба.

Далее предложены основные типы проблем, которые были зафиксированы с контрагентами в реальных условиях.

Подрядчик оказался однодневкой, и инвестору доначислили налоги

«Не так давно к нам поступило обращение возмущенного клиента, у которого результатом стандартной налоговой проверки стало дополнительное начисление налога на прибыль и НДС, — сообщает Ю. Хачатурян, гендиректор компании Nika, risk plan. Основные аспекты дела возникли по причине следующих обстоятельств. Инвестор-заказчик для выполнения определенного объема строительных работ нанял генподрядчика и до подписания договорных обязательств запросил у него пакет необходимых учредительных документов. Проверку наличия в распоряжении генерального подрядчика всего перечня специальной техники проводить не посчитали нужным, так как для выполнения основных работ планировалось прибегнуть к услугам мелких подрядчиков. Впоследствии, проведение нескольких встречных проверок показало, что небольшие фирмы-подрядчики являлись фиктивными однодневками, (имели массовый адрес регистрации, отсутствовали предоставление отчетности и налоговые отчисления, у них не было персонала и мощностей для проведения работ)»

.

В результате вывод инспекции был однозначным: выявлены нарушения хода хозяйственных операций, на основании которых выполнили вычет НДС и сократили налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Естественно, что в итоге компания инвестор лишилась вычетов по НДС.

Поставщик исчезает с предоплатой

Следующая группа рисков возникает когда финансовый партнер вдруг оказывается неплатежеспособным. «При таком сценарии развития событий даже выигрыш судебного разбирательства не поможет: ведь фирма по адресу регистрации отсутствует, ее счета пусты, а учредители согласно обязательств юридического лица игнорируют выполнение обратных требований», — заявляет И. Бедеров, советник президента НП «Международное объединение детективов».

Масштабы проблемы

«Заявлять о масштабности фактов недобросовестности бизнес-партнеров можно, основываясь на официальных заявлениях представителей контролирующих органов», — подчеркивает О. Москвитин, активный член коллегии адвокатов «Черняков, Муранов и партнеры».

К примеру, согласно заявлений С. Аракелова, заместителя председателя ФНС России, около 50 % отечественных юрлиц обладают качествами однодневок. В начале 2013 г. экс-зампред ЦБ РФ С. Игнатьев сообщил, что из 3,92 млн. официально зарегистрированных коммерческих компаний около 45 % не используют банковскую систему для платежей, т. е. скорее всего они созданы для осуществления каких-то подозрительных сопераций в ближайшем будущем. При этом из общего числа коммерческих организаций, пользующихся банками для платежей, 11% вообще не платят налогов, другие 4-6% компаний платят смехотворные, символические суммы. Ко всему прочему, недавно Э. Набиуллина заявила о выводе за пределы России на подозрительных основаниях около 22 млрд. долл США только за первые 9 месяцев 2013 года.

Способы решения

«Рекомендуемый шаг, для выполнения необходимого минимума — выяснить реальность существования перспективного делового партнера. Поможет в этом доступный в бесплатном режиме сервис http://egrul.nalog.ru», — подсказывает К. Сергеев, директор службы безопасности компании «Альянс» (г. Екатеринбург).

Представители Минфина советуют кроме выписки из ЕГРЮЛ получить от контрагента копию заверенных документов, удостоверяющих ширину полномочий его представителей.

«Организация, которая не способна адекватно обосновать выбор подрядчика, навряд ли может ждать от суда снисходительность в споре с налоговиками, — делится наблюдениями Д. Актянов, работник отдела внутреннего контроля одной из серьезных госкорпораций. В целях подстраховки, следует позаботиться о наличии различной документации — устав партнера, справка из инспекции о регулярной оплате налогов. Еще один вариант — утвердить в закупочной политике организации четкие процедуры выбора контрагентов, выполнение которых будет обязательно для всех».

Константин Сергеев в качестве дополнительного метода проверки деятельности контрагента рекомендует выяснить, существуют ли судебные иски против будущего делового партнера ( с помощью сервиса http://kad.arbitr.ru), не лишним будет и выполнение тщательного анализа посещаемости его сайта. Для того, чтобы проверить данные представителей фирмы, имеющиеся на визитках, достаточно всего лишь одного телефонного звонка. А еще действенный и проверенный способ - получить подтверждение действительности паспортных данных лиц, которые от имени контрагента уполномочены на проведение переговоров через сайт ФМС России (http://services.fms.gov.ru).

Сервисы для проверки

Чтобы дополнительно убедиться в серьезных намерениях будущих деловых партнеров можно также прибегнуть к помощи специальных программ. К примеру, такими качественными сервисами проверки деятельности контрагентов как «Интегрум» или популярный «Спарк». Более экономичным вариантом с финансовой стороны в этом направлении является «Контур-Фокус», надежный облачный сервис для экспресс-анализа и проверки контрагентов. Деятельность последнего сервиса адресована в первую очередь для реализации потребностей среднего и малого бизнеса.

«Контур-Фокус» легко отслеживает «однодневку» на протяжении нескольких секунд. Сервис предоставит достоверную информацию о количестве зарегистрированных организаций на юридическом адресе вашего возможного контрагента, выяснит общую численность компаний, созданных его учредителями, укажет сколько организаций возглавляет директор контрагента. А воспользовавшись расширенной (платной) версией сайта, можно выяснить, регулярно ли сдает контрагент в Росстат бухгалтерскую отчетность и ознакомиться с бухгалтерским балансом. Кроме этого, платный сервис предоставляет возможность отыскать все арбитражные дела, в которых было зафиксировано участие контрагента, и получить доступ к истории участия контрагента в электронных аукционах по госзакупкам.

Если вследствие предпринятых мер выяснится, что потенциальный контрагент имеет «массовый» адрес, директор и учредитель — одно лицо, и при этом контрагент не имеет общедоступных «следов» хозяйственной деятельности в виде бухгалтерской отчетности, судебных трений или пребывания в закупках, вероятно, что то с таким сомнительным контрагентом лучше не планировать долгосрочного сотрудничества.

<< НАЗАД К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Услуги
Стоимость наших услуг:
Справка из ИФНС, ПФР, ФСС 3500 руб.
Регистрация ООО 5000 руб.
Регистрация ПАО, АО 10000 руб.
Регистрация ИП 1000 руб.
Внесение изменений 3000 руб.
Налоговая помощь 1000 руб.
Бухгалтерское обслуживание 1000 руб.
Ликвидация 10000 руб.
Печати и штампы 400 руб.
Разрешение на работу 13000 руб.

Мы будем рады увидеть вас в нашей компании!

Заказать обратный звонок